|
Мобильная версия:
|
|
| ||
У этой истории нет ни начала, ни конца... Во Всемирной сети не удается найти даже дату рождения Жюли Жанны Жюйя (Jolie Jeanne Juilla) – одной из красивейших женщин Европы начала 30-х годов, победительницы конкурсов красоты «Мисс Гаронна-1930», «Мисс Франция-1931» и «Мисс Европа-1931» 2. Ниже представлены материалы, связанные с именем Жюли Жанны Жюйя, которые удалось разыскать во Всемирной информационной сети. 25 января 1931 года Вначале была победа на конкурсе «Мисс Гаронна-1930» [2], затем на конкурсе «Мисс Франция-1931» [3]. Даты конкурса «Мисс Франция» нет во Всемирной сети, но здесь на помощь приходит фотография. На рис. 2 в верхнем ряду — фотографии из Национальной библиотеки Франции (Agence Meurisse [4]). Нижний ряд — фотографии, предоставляемые системой «Паллада» (система доступа к архивам и центрам документации [5]).
Рисунок 2. Жюли Жанна Жюйя, «Мисс Франция-1931» К фотографиям в нижнем ряду имеются следующие подписи: Слева (на англ. яз.): «Королева красоты Франции, избранная в 1931 году. На снимке: мадемуазель Жанна Жюйя, которая была избрана Королевой красоты Франции в 1931 году. 25 января 1931». Справа (на нем. яз.): «Это красивейшая женщина Европы. Мадемуазель Жанна Жюйя, двадцатилетняя брюнетка из Гаскони, которая была избрана «Мисс Европа 1931». Несомненно, все фотографии сделаны в одно и то же время; и, если верить подписи на английском языке, конкурс «Мисс Франция» состоялся не позднее 25 января 1931 года. Эта дата согласуется с сообщением о победительнице конкурса в газете «Le Petit Journal» от 25.01.1931 [6], а также с высказыванием самой Жанны Жюйя о том, что она впервые увидела Париж всего за несколько недель до конкурса «Мисс Европа», который проходил 5.02.1931 [7] Триумф Триумфом Жанны Жюйя стала победа на конкурсе «Мисс Европа-1931» [7, 8]. Ее фотографии сразу же украсили первые страницы журналов, имя появилось в газетах. Писали о победительнице разное...
Слева: первая страница журнала «Secolo Illustrato», № 7, 1931. В верхней части изображения: коллективная фотография участниц конкурса. Справа: первая страница иллюстрированного еженедельника «ABC», Мадрид, 6.02.1931. Эта же фотография (без логотипа) имеется в [9]. Рисунок 3. Жюли Жанна Жюйя, «Мисс Европа-1931», Франция Журнал «Тайм», понедельник, 16 февраля 1931 года [10]. «Зарубежные новости: Жюли Жанна Жюйя «Мисс Европа – 1931». На прошлой неделе, в Париже, шестнадцать молодых женщин из разных европейских стран предстали перед жюри художников под председательством живописца Поля Шаба (Paul Chabas), автора знаменитой картины-ню «Сентябрьское утро» 3. «Мисс Европа» была избрана 19-летняя Жюли Жанна Жюйя из Вильнёв в Гаскони. Красавица с сине-зелеными глазами и черными, как уголь волосами также будет участвовать в конкурсе на звание «мисс Вселенная» в Сантьяго, Чили. Жюли Жанна подарила репортерам следующую очаровательную гасконаду: «Моя самая большая амбиция – сделать мать счастливой. Я не собираюсь идти на сцену или экран»… Вместо многоточия, в статье «Мисс Мира и Мисс Европа в 1930е годы» [14], со ссылкой на тот же источник (журнал «Тайм» от 16.02.1931), приводится еще одна, следующая фраза интервью Жанны Жюйя: «Всего несколько недель назад я впервые увидела большой город, Париж!» Польская газета «Иллюстрированный ежедневный курьер» [15] подробно информировала своих читателей о конкурсных перипетиях. 7 февраля она поместила фотографии большинства участниц конкурса и небольшую заметку, в которой отметила, что перед жюри стоит непростая задача выбрать лучшую среди достойных. А 9 февраля напечатала эксклюзивный материал собственного корреспондента «Как «Мисс Франция» стала «Мисс Европа». Помимо председателя (Поль Шаба) и организатора конкурса (Морис де Валев), которые представляли Францию, в состав жюри входили представители от каждой страны-участницы конкурса. Больщей частью, это были художники. Итоги конкурса были оглашены 6 февраля при большом скоплении парижан, которые ожидали принятия окончательного решения «с большим напряжением, чем образование нового кабинета». Сообщение о присуждении титула «Мисс Европа-1931» француженке Жанне Жюйя было встречено с ликованием. В заключение, «Мисс Европа-1931» дала короткое интервью. Она «говорила тихим голосом, и было заметно, что ошеломлена своим успехом». Очень женственная «смуглая шатенка с сапфировыми глазами» поведала журналистам, что «вначале была избрана мисс Гасконь, и это побудило ее к участию в конкурсе «Мисс Франция», хотя она и не верила в возможность успеха». «Происходит из весьма скромной семьи, которая имеет небольшую швейную мастерскую. Обожествляет танцы, любит спорт и, прежде всего, плавание... Любит веселые театральные представления и танцевальную музыку. Какие планы на будущее? — Нет помыслов о театре или кино, скорее вернусь к своей профессии. Как мы убедились, у «Мисс Европа» нет каких-либо особых увлечений и предпочтений. Между тем было видно, что она утомлена и следовало оставить ее в покое. Молодая королева распрощалась со всеми. Ей завтра отправляться на Ривьеру, а через пару месяцев она должна будет проявить волю, участвуя в общем сражении за титул «Мисс Вселенная». Газета «Brooklyn NY Daily Star», 24 февраля 1931 года [16]. «Ривьера приветствует Королеву красоты. Тысячи посетителей Канн, Франция, во время недавней ежегодной «Битвы цветов» имели счастливую возможность увидеть «Мисс Европа», которая приняла участие в параде, разъезжая [по городу] в украшенном цветами экипаже 4. «Мисс Европа», которой является мадемуазель Жанна Жюйя из Парижа, планирует скоро посетить Соединенные Штаты для участия в конкурсе на звание «Мисс Вселенная»». Обычно достоверность таких сведений принято тщательно проверять. Кроме путаницы между историческим названием местности (Гасконь) и первым титулом Ж. Жюйя («Мисс Гаронна»), в сообщениях прессы есть и другие разночтения: возраст (19 или 20 лет?), место проживания (Вильнёв или Аген?) 5 . Да, проверять принято. Но только доступных источников для проверки нет! «Orędownik Ostrowski» (13.02.1931) дал такую «характеристику» победительнице [17] 6: «Joanna Julja, француженка, 20 вёсен (лет) отроду, прозябавшая в Богом забытой дыре, где-то на юге Франции, скромной прачкой, была выбрана европейской «королевой красоты». Неизвестно, является ли Юлия (Jułcia) блондинкой или брюнеткой. И у нас нашлась бы не одна такая «красотка», если девушку умыть, модно причесать (постричь), одеть в дорогую одежду и повесить ей на шею ожерелье из настоящих жемчужин!» 7 Реакция, скажем прямо, своеобразная. Впрочем, чего еще можно ожидать от уездной газетенки, в редакции которой не только имя победительницы правильно написать не смогли, а даже толком не знали блондинка она или брюнетка. Бог с ними, канувшими в Лету злопыхательством и местечковой завистью! Важно другое – через неделю после конкурса «Мисс Европа» слухи об избраннице докатились до каждой «Богом забытой дыры».
Рисунок 4. Коллективная фотография участниц конкурса «Мисс Европа-1931» из французского журнала «Мир и путешествия» от 15.02.1931 [19] Заключительный эпизод февральского триумфа – небольшая заметка во французской газете «L'Express du Midi» от 14 марта 1931 года [20]: «Мадемуазель Жанна Жюйя, которая недавно была избрана «Мадемуазель Франция», а затем «Мисс Европа», подала в суд на некоего фотографа. Этот фотограф использовал фотографии с ценными автографами Мисс Европа как средство для рекламы парфюмерии. Интересы мадемуазель Жанны Жюйя отстаивает мосье Tricard-Graveron. На фотографии [здесь не приведена из-за низкого качества]: Мисс Европа и мосье Tricard-Graveron после судебного заседания». Затем имя Жанны Жюйя исчезает со страниц газет и только в октябре 1931 года появляется вновь. Тайна конкурса «Мисс Вселенная-1931» Следующего шага - участия в конкурсе «Мисс Вселенная» - от Жанны ожидали все. Об этом писала пресса. Об этом же свидетельствует оригинальная подпись фотографии, показанной на рис. 1 [21]: «Мисс Франция, девятнадцатилетняя Жанна Жюйя, с сине-зелеными глазами и черными волосами, избранная международным жюри художников, как кандидат от Европы для участия в Международном конкурсе на звание высшей красоты «Мисс Вселенная», который состоится в Галвестоне, штат Техас, 12-17 июня». Были ли у Жанны шансы на победу в Америке? В конкурсе «Мисс Европа» ее соперницей была «Мисс Бельгия» (Netta Duchateau), которая и завоевала звание «Мисс Вселенная-1931» [8, 22]. Европейское жюри отдало предпочтение Жанне Жюйя. В Техасе, при другом составе жюри и участниц, «пьедестал» победительниц мог выглядеть иначе. Но заведомо отнести «Мисс Европа» к аутсайдерам предстоящего конкурса никак нельзя. Вот здесь-то и возникают парадоксы и загадки конкурса «Мисс Вселенная» 1931 года! Жюли Жанны Жюйя нет в списках участниц конкурса, как этого, так и следующего, 1932 года. Францию представляла Люсьен Намиа (Lucienne Nahmias) [23], которая только в следующем, 1932 году, была удостоена звания «Мисс Франция». В 1931 году ей было присвоено звание «Мисс Париж», то есть, она была победительницей всего лишь одного из региональных конкурсов, проводимых во Франции в 20-30 годы 20 столетия. Такое решение выглядит неожиданным и странным, поскольку в 20-30 годах на американских конкурсах Францию всегда представляли «Мисс Франция» 8 [3, 8, 22]. К сожалению, во Всемирной сети нет никаких сведений о том, почему было принято решение о такой замене, воспринимаемой сегодня как нарушение традиции, сложившейся в то время. Следует отметить, что у этой «загадки» имеется скандальный подтекст. 6.02.1931 года польский «Иллюстрированный ежедневный курьер» [15] под заголовком «И не парижанка... и не девушка» опубликовал следующую телеграмму собственного корреспондента: «Париж, 4 февраля. Парижское общество сильно возмущено неудачными выборами, как «Мисс Франция», так и «Мисс Париж». По имеющимся слухам, жюри, которое выбирало «Мисс Франция», находилось под давлением министра внутренних дел [Жоржа] Лейга. Жюри присоединилось к пожеланиям министра и выбрало девушку, у которой не было никаких шансов на какое-либо высокое место в конкурсе. В Париже считают, что [такой итог] несправедлив по отношению ко многим кандидаткам, имеющим больше прав на [звание] «Мисс Франция». Конкурс «Мисс Париж» был скомпрометирован еще сильнее. Оказалось, что избранная госпожа [Вивьен] Ортсман [Viviane Ortsman] вовсе не парижанка, что является обязательным условием для претенденток, и не девушка, поскольку у нее есть 7-месячный ребенок. Госпожа Ортсман должна уйти в отставку. До сих пор «Мисс Франция» также не подала в отставку со своего поста, а наоборот, будет требовать компенсацию, если жюри попытается лишить ее титула «Мисс Франция». Из статьи в «Википедии» [24] можно узнать, что видный французский политический деятель Жорж Лейг (Georges Leygues, 1857 — 1933) … «родился в Вильнёв-сюр-Ло». Действительно ли он протежировал землячке? А может такое совпадение, само по себе, стало источником слухов? Вообще-то, в предположении о вмешательстве министра явно не достает здравого смысла. Если выбор «Мисс Франция» не был свободным и объективным, то как это увязать с результатами последующего конкурса? Ведь итоги конкурса «Мисс Европа», фактически, подтвердили правильность предыдущего выбора французского жюри. К тому же, работа международного жюри, которое выбирало «Мисс Европа», никоим образом не зависела (и не могла зависеть) от волеизъявления французского министра. Если бы он попытался вмешаться, то это неминуемо закончилось бы международным скандалом. Несомненно, Ж. Лейг, имевший громадный опыт работы на разных высоких государственных должностях, прекрасно это понимал, и ни за что не пошел бы на такую авантюру. Как бы там ни было, итоги конкурса «Мисс Франция» остались неизменными. А Вивьен Ортсман пришлось менять… Организаторы конкурса обратились в суд, где Pauline Ronacher Ortmans (таково настоящее имя обманщицы) [25] была вынуждена признаться в мистификации. В звании «Мисс Париж» ей удалось продержаться только три недели [26]. Жюри пересмотрело решение и избрало новую «Королеву Парижа» — Люсьен Намиа. В свете изложенного, право Люсьен Намиа на участие в конкурсе «Мисс Вселенная `31» выглядит достаточно сомнительно. *** Абсолютно непроницаемой тайной является конкурс на звание «мисс Вселенная» в Сантьяго (Чили), о котором упоминается в «Тайм». Поиск сведений об этом конкурсе во Всемирной сети не дает никаких результатов. Можно лишь, привести следующее мнение по этому поводу [22]: «Есть много признаков того, что в 20/30-х годах у конкурса «Мисс Вселенная» [проводимого в США] имелся конкурс-соперник в Южной Америке. «Википедия» сообщает об одном из таких альтернативных конкурсов, [состоявшемся] в 1930 году в Бразилии, когда его выиграла Йоланда Перейра... В то же время, во французской прессе можно найти упоминания о других самых красивых женщинах Европы, которые должны были отправиться в Южную Америку для участия в конкурсе «Мисс Вселенная». Это касается «Мисс Европа `31» и «Мисс Европа `34» 9. [Этот] конкурс по-прежнему окутан туманом забвения,.. [нет] никаких подробностей о том, действительно ли имел место конкурс и какова в нем роль представительниц Старого континента». К сожалению, цитируемая точка зрения плохо обоснована и не убедительна. Автор статьи, следуя «лучшим традициям Интернета», не считает нужным сообщить читателям о какой «французской прессе» (названия изданий, даты) и о каких «многочисленных признаках» идет речь. В приведенной цитате содержится только один достоверный факт — в 1930 году, в Бразилии действительно был проведен альтернативный конкурс «Мисс Вселенная», о котором есть немало сведений в разных источниках [8, 14, 27-29]. Помимо заметки в американском журнале «Тайм» (см. выше), во Всемирной сети не удается найти никаких упоминаний «во французской прессе … о других самых красивых женщинах Европы, которые должны были отправиться в Южную Америку»; и, уж тем более, отыскать многочисленные признаки «того, что в 20/30-х годах у конкурса «Мисс Вселенная» [в США] имелся конкурс-соперник в Южной Америке». Из всего, что изложено выше, в пользу предположения (и только!) о существовании альтернативного конкурса в Южной Америке, можно интерпретировать следующие сведения: 1. Отсутствие Жанны Жюйя на конкурсе красоты в Галвестоне, штат Техас (16.06.1931); поскольку в это время она могла находиться где-то в другом месте, например в Южной Америке. 2. Отсутствие упоминаний о «Мисс Европа `31» в европейской и североамериканской прессе (с апреля по октябрь?); поскольку Ж. Жюйя могла находиться вне ее поля зрения, пребывая где-то в Южной Америке. Однако эти «признаки» являются чрезвычайно слабыми аргументами, которые могут иметь совершенно иное истолкование 10. Мгновения славы После стремительного взлета до высот мировой известности не могло быть и речи о возвращении к провинциальной жизни. Жанна Жюйя просто обязана была играть уготованную ей роль в набиравшей (в то время) обороты рекламной индустрии и шоу-бизнесе. Как говорят в таких случаях, «положение обязывает». Жанна выступает в роли манекенщицы, демонстрируя новые модели одежды. Сообщения о демонстрации мод в Амстердаме (17, 18 октября 1931 года), с участием «Мисс Европа `31», имеются в газетах «Algemeen Handelblad» [30], и «Nieuwsblad van het Noorpen» 11 [31].
«Эта фаворитка на самом деле самая красивая женщина в Старом мире, французская Мисс Европа 1931 года, которая прибыла в отель «Carlton» и продемонстрирует лучшие туалеты, предназначенные для самых красивых женщин. Ее присутствие придаст блеск двухдневному празднику моды» Рисунок 5. Мисс Европа-1931 прибыла в отель «Carlton». Рисунок и подпись к нему, из газеты «Algemeen Handelblad» [30]. Три фотографии Жанны Жюйя есть в парижском журнале мод «L’officiel de la mode» 1931 и 1933 годов. Еще одну фотографию можно увидеть на первой странице приложения к еженедельнику «La Vanguardia Notas Gráficas» (Барселона) от 16.09.1932.
Слева: фотография из июньского номера журнала «L’officiel de la mode» 1931 года. В центре и справа: фотографии из февральского номера этого же журнала за 1933 год. Фотография в центре сделана фотографом Дорой Каллмус (Dora Kallmus, 1881 — 1963), известной также как Madame d'Ora. Рисунок 6. Фотографии из журнала «L’officiel de la mode», Париж [32, 33].
Рисунок 7. «Мисс Европа-1931», Франция. Фотография из журнала «La Vanguardia Notas Gráficas». Фотографии «Мисс Европа `31» также используются в рекламе. В начале 30-х годов турецкая компания «Lion Cikolatasi», производившая шоколад, начала выпускать открытки-вкладыши для своей продукции с фотографиями «Мисс Европа» и «Мисс Вселенная» (рис. 8) [14]. Прототипами открыток-вкладышей служили фотографии ведущих студий Европы того времени; в частности, парижской «Alfred Noyer Studio» (рис. 9). Следует отметить, что среди множества фотографий участниц конкурсов «Мисс Европа» 20-30 годов, их «представительские» портреты выполнены преимущественно «Alfred Noyer Studio». Портретные работы других студий встречаются гораздо реже. Это позволяет предположить, что между устроителями конкурсов и «Alfred Noyer Studio» существовало соглашение о преимущественном (монопольном?) праве обслуживания конкурса парижской студией. Портреты самых красивых женщин Европы, в исполнении «Alfred Noyer Studio», были анонимными. Имен не было ни на лицевой, ни на оборотной стороне открыток. Указывался только титул: «Мисс Франция» (Дания, Греция...), а у победительницы конкурса: «Мисс Европа», страна. В правом нижнем углу открытки ставился логотип: «AN Paris». Компания «Lion Cikolatasi», будучи лицензиатом, также тиражировала «безымянную продукцию», отличительные черты которой — большой логотип, накладываемый поверх изображения, и узкий формат открытки (140х75 мм) [14]; что довольно часто приводило к «грубому усечению» фотографий.
Слева и в центре: открытки-вкладыши компании «Lion Cikolatasi». Справа: рекламный листок лосьона «Pétrole Hahn» [34]. Рисунок 8. Жюли Жанна Жюйя, «Мисс Европа-1931»,Франция Реклама лосьона для волос под названием «Pétrole Hahn» (рис. 8) выглядит совершенно по-другому. Угол фотографии пересекает автограф Жанны Жюйя, логотип «Alfred Noyer Studio» отсутствует (см. рис. 9, верхний ряд, справа). Под фотографией расположен рекламный текст, в котором нет сведений о косметической компании «Vibert Frères», выпускавшей лосьон [35]. Уж не эта ли реклама послужила поводом для судебного иска против «некоего фотографа... [который] использовал фотографии с ценными автографами Мисс Европа как средство для рекламы парфюмерии», о котором писала «L’Express du Midi» [20]. Как-то с трудом верится, что швея из провинции, впервые увидевшая Париж в январе 1931 года, втянутая в круговерть мероприятий двух конкурсов, за пару месяцев настолько разобралась в законодательстве об авторских правах, что оказалась способна самостоятельно учинить судебный иск. Не было ли тут «подсказки» все той же «Alfred Noyer Studio», чьи авторские права (и экономические интересы!) были задеты. Подтвердить или опровергнуть эту догадку можно только на основании документов судебного разбирательства, если, конечно, таковые сохранились где-то в архивах.
Рисунок 9. Жюли Жанна Жюйя, «Мисс Европа-1931», Франция. Фотографии (почтовые открытки) «Alfred Noyer Studio», Париж. *** Скорее всего, «Мисс Европа `31» не лукавила, отвечая на вопросы репортеров сразу же после конкурса. Тогда у Жанны Жюйя не было намерений проверять свои актерские способности. Но позже пробы в кино все-таки были сделаны. Имеются упоминания об участии Ж. Жюйя в следующих кинофильмах: «Sa meilleure cliente» (1932), «La prison de St Clothaire» (1933), «Une Femme Chipée» (1934), «Samson» (1936). В «Internet Movie Database [36] фамилия Жанны Жюйя искажена (Jeanne Juillia), а сведения о ее участии в кинофильмах «Sa meilleure cliente» и «Samson» можно найти только в расширенных списках актерского состава [37, 38]: «в титрах не указана». Там же, в списке актерского состава кинофильма «Une Femme Chipée» [39], значится некая Jane Jullian — актриса, участвовавшая в съемках только одного (этого) фильма. Еще одно искажение или сценический псевдоним? Естественно, никаких биографических подробностей и фотографий этой актрисы отыскать не удается. Помимо этого, во французских источниках есть упоминания об участии Жанны Жюйя в кинофильмах «Une Femme Chipée» [40] и «Samson» [41, 42]. А о ее участии в кинофильме «La prison de St Clothaire» упоминается только в [43, 44]. Такая скудность сведений позволяет предположить, что в упомянутых кинолентах Жанне Жюйя была отведена роль даже не второго, а третьего плана — статистки с хорошо знакомой зрителю внешностью, некоего «эталона красоты», который должен быть (или появляться) в кадре в одном или в нескольких эпизодах. *** Все изложенное выше укладывается в короткий промежуток времени — пять-шесть лет. Проследить жизненный путь Жанны Жюйя после 1936 года не удается. В то время ей было всего лишь 24-25 лет. В повествовании можно было бы ставить точку, но в XXI веке обнаружились новые подробности биографии «Мисс Европа `31»… «Мисс Европа `31» и ню-фотография «Открытие», о котором пойдет речь, принадлежит Всемирной сети. На страницах интернет-дневников, авторы которых заняты накопительством «пикантных» изображений, появились фотографии в стиле ню с комментариями о том, что изображенная на них фотомодель — Жанна Жюйя. Сегодня уже невозможно указать первоисточник, так как фотографии многократно (сотни раз) скопированы блогерами для пополнения своих «коллекций», и, благодаря их «стараниям», подборка «Мисс Европа `31 — эротическая фотомодель» приумножена. На некоторых фотографиях сходство фотомодели с приведенными выше портретами столь значительно, что отпадают всякие сомнения в том, что на них изображена Жанна Жюйя. На некоторых фотографиях — возможно она, на некоторых — безусловно нет.
Рисунок 10. Фотографии (открытки) 12 неизвестной студии (серия 837). Фотомодель — Жюли Жанна Жюйя. Для фотографий, показанных на рис. 10-12, скорее всего, следует указывать дату: «1931 год или позже». Предположение о том, что сотрудники ведущих парижских студий специально выискали красивую девушку-провинциалку и «уломали» ее фотографироваться обнаженной, выглядит неправдоподобно. Судя по многочисленным фотографиям, дошедшим до нашего времени, у студий не было затруднений с моделями для эротических съемок. Другое дело, — победительница престижного европейского конкурса, прошедшая жесткий многоступенчатый отбор, внешние данные которой признаны одним из «эталонов» красоты того времени. Такая модель, безусловно, была востребована, в том числе и для фотографий в стиле ню. Можно предположить, что начало эротическим съемкам было положено в уже упоминавшейся «Alfred Noyer Studio», которая делала портреты девушек-конкурсанток. В частности, не вызывает удивления то, что столь именитая модель могла позировать (позировала?) Джулиану Манделю (Julian Mandel) — популярному фотографу начала 20-го столетия, который специализировался исключительно на женском ню, и издавал свои работы через парижские студии «Alfred Noyer» и «Carte-Postale» (PC Paris). Возможно, фотомодель с жемчужным ожерельем и миниатюрным кулоном на ажурной цепочке также позировала в студиях «Corona»,«Super» и «Leo of Pradet», но несколько позже. Женщина, на фотографиях этих студий, имеет некоторое сходство с Ж. Жюйя, но выглядит старше. Встречаются эротические фотографии Ж. Жюйя и анонимных производителей. Но наибольшее число фотографий, безусловно, сделано студией «PC Paris», которая была одним из крупнейших производителей фотографической продукции во всех жанрах.
Рисунок 11. Фотографии (открытки) студии «PC Paris». Фотомодель — Жанна Жюйя Головоломка под названием «Старые эротические фотографии» Общеизвестно, что идентификация старых фотографий затруднительна. Но выяснение времени создания и авторства (фотограф? фотомодель?) старых эротических фотографий представляет настоящую головоломку. В небольшой, но весьма интересной книге «Магнаты индустрии. Коммерческая фотография в Париже, 1848-1871» Э. А. МакКоулей [45] рассматривает вопрос, что означало быть коммерческим фотографом в Париже, в конце 19 века и, в частности, заниматься изготовлением эротических фотографий. Деятельность студий, изготовлявших открытки-фотографии в стиле ню, находилась под неусыпным надзором полиции, ревностно следившей за тем, чтобы фотографы «не слишком углублялись в тему». В свою очередь, фотографами были выработаны методы, позволявшие противостоять натиску цензуры [45]: «Нанимая посредников для распечатки негативов, ручного раскрашивания и монтажа изображений, предприимчивые порнографы могли получать максимальную прибыль от ограниченного числа контактов [фотосессий, съемок] с обнаженной моделью, скрывая свое производство от полиции. [Из-за] трудностей определения фотографического стиля, разделения труда и использования одной и той же модели разными фотографами, определение уголовной ответственности за изготовление порнографических фотографий становилось почти невозможным...» Анализируемый в [45] материал относится к 50-70 годам 19 ст. К 1930 году (за последующие 60-80 лет) методы противостояния были доведены до совершенства. Подборка эротических фотографий Жанны Жюйя тому свидетельство. В ней есть все, о чем говорится в цитате:
Возможно, студиями практиковалось использование моделей-двойников. Если к этому добавить такие известные с древних времен способы женского перевоплощения, как изменение прически и макияж, а также учесть, что перед тиражированием фотографии-исходники тщательно ретушировались, и художники-ретушеры могли вносить (в том числе и преднамеренно) свое «видение образа», то идентификация фотомодели становится крайне затруднительной. Даже на приведенных выше портретах (рис. 1-9) Жанна Жюйя выглядит далеко не одинаково. Поэтому весьма вероятно, что на некоторых эротических фотографиях, приписываемых Ж. Жюйя, изображена другая, не столь именитая фотомодель с близкими внешними данными. Не меньшую скрытность проявляли и сами фотографы. Например, существует предположение, что «Джулиан Мандель» — всего лишь коммерческий псевдоним известного фотографа того времени Джулиана Валери (Julian Walery) [46]. Окончательно этот вопрос так и не выяснен до сих пор. Если учесть, что «Джулиан Валери» также псевдоним профессионального фотографа Станислава Джулиана Игнатия, графа Остророга (Stanislaw Julian Ignacy, Count Ostrorog, 1863 — 1935) [47], который пользовался и другими псевдонимами 13, то поломать голову есть над чем. Дополнительную путаницу вносили студии, «тасуя» номера серий, которые указывались на открытках. Например, на рис. 12 показаны фотографии студии «PC Paris», которые сюжетно связаны, но имеют номера серий 84 (слева) и 2161 (в центре и справа). Перечисленные методы позволяли уберечь студию, фотографа и фотомодель от возможных неприятностей с законом, но в настоящее время сильно усложняют идентификацию фотографий, поскольку прямые, однозначные ответы на вопросы: «где», «когда» и «кто» вряд ли когда-либо, кем-то были даны.
Рисунок 12. Фотографии (открытки) студии «PC Paris» (из серий 84 и 2161). Фотомодель — Жюли Жанна Жюйя
Надпись над фотографией в центре: «Самые красивые открытки, изданные в Париже». Рисунок 13. Фотографии-фантомы Жюли Жанны Жюйя. Свою лепту в существующую неразбериху вносят разного рода «собиратели», которые множатся во Всемирной сети быстрее дрозофил 14. Например, на сайте «Pure People> [49] утверждается, что блондинка, изображенная на рис. 13 слева — Жанна Жюйя. Возможно. Но хотелось бы узнать, когда «красавица с сине-зелеными глазами и черными, как уголь волосами» перекрасила волосы, а также где, когда и кем была сделана фотография. Прическа «Жюйя-блондинки» характерна для сороковых годов. В двадцатые и начале тридцатых в моде были локоны на уровне ушей, а также косы, уложенные в узел поверх ушей (см. фотографии выше). Не менее интересны фотографии, показанные на рис. 13 в центре и справа. В центре: рекламная фотография, которая якобы размещена на стр. 40 журнала «Paris Plaisirs» № 53 за 1926 год (взята из «коллекции» [50]). Из независимых источников можно установить, что этот номер журнала действительно был издан в 1926 году. Справа: фрагмент одной из фотографий студии «Corona» (серий 130 и 135), на которых, по мнению «собирателя» [51], изображена Ж. Жюйя. Не правда ли, одно и то же лицо!? Вот только дата смущает... В 1926 году Жанне Жюйя было 14-15 лет. Похожа ли женщина, изображенная на фотографиях, на девушку-подростка 14-15 лет?
Естественно, такой нонсенс вызывает вопросы:
Есть вопрос и к другому «биографу Ж. Жюйя». Где доказательства того, что открытки 130-й и 135-й серий были выпущены студией «Corona» в 1931 году или позже, и что на них изображена «Мисс Европа `31»? А может, эти открытки были сделаны ранее указанной даты, например, в середине двадцатых годов, и на них изображен кто-то другой? Без вразумительных ответов на поставленные вопросы нельзя ставить знак равенства между Жанной Жюйя и женщинами на фотографиях (рис. 13). Не вызывает сомнения, что фотографии, показанные на рис. 14 сделаны Джулианом Манделем. Но, действительно ли на них изображена Жанна Жюйя, как считает «собиратель коллекции» с названием «Treadmill to Oblivion») [51]?
Рисунок 14. Фотографии (открытки) «Alfred Noyer Studio» (серия 294). Фотограф — Джулиан Мандель На сайте «Tallulahs» [52], со ссылкой на справочник: «La Photographie Dans La Carte Postale Catalogue by Gerard et Joelle Neudin, 1992», указывается, что, начиная с 1924 года, «Alfred Noyer Studio» изменила логотип для открыток, «продюсером» которых был Джулиан Мандель (рис. 15). Фотографии на рис. 14 маркированы ранним логотипом, и, следовательно, сделаны не позднее 1924 года, когда Жанне Жюйя было 12-13 лет.
Рисунок 15. Логотип (маркировка) фотографий (открыток) «Alfred Noyer Studio». Слева: ранняя (1920-23 г.г.), справа: поздняя (1924-29 г.г.), для продукции Джулиана Манделя. Но и это не предел! В «коллекции» под названием «Reality Asylum» есть фотография (рис. 16, справа) с правильно указанными авторством и датой: Walery, Nu, 1923. Но «собирателю коллекции» под названием «The Venusberg» [53] этого мало. Скопировав фотографию в свою «коллекцию», он добавляет: «эта модель — Жанна Жюйя». На самом деле, это фотография из альбома: «Обнаженные. Сто оригинальных фотографий Laryew. Библиотека декоративного искусства», изданного в 1923 году (издатель В. Calavas) [54]. Альбом содержит 100 репродукций фотографий уже упоминавшегося Станислава Джулиана Игнатия, графа Остророга, который на этот раз вместо псевдонима Walery, воспользовался псевдонимом Laryew (см. сноску 13) и, по-старинке, назвал свои фотографии «гелиогравюрами» 15.
Рисунок 16. Слева и в центре: фотографии (открытки) студии «APY». Модель — Жанна Жюйя. Справа: фотография Станислава Джулиана Игнатия, графа Остророга, из альбома «Обнаженные. Сто оригинальных фотографий Laryew», изданного в 1923 году. Под фотографиями, показанными на рис. 16 (справа и в центре) все тот же «собиратель» пишет: [на фотографиях] «малоизвестной студии «APY» Жанна Жюйя с привычной [характерной] прической. Просто по стилю, я подозреваю, что фотографом, возможно, был Жан Ажелу (Jean Agelou)». Очевидно блогеру невдомек, что братья-фотографы Жан и Жорж Ажелу погибли в 1921 году в автокатастрофе, и что в этом году Жанне Жюйя было всего 9-10 лет. Стоит ли рыскать по Всемирной сети и копировать чужие фотографии, чтобы морочить голову людям и выставлять напоказ свое невежество. Ведь блогер, натащив себе фотографий (показаны на рис. 16, 17), даже не смог узреть, что на фотографиях студии «APY» ряд предметов, окружающих модель, тот же, что и на фотографиях студии «PC Paris». Вероятнее всего, съемка была сделана в одной из студий («PC Paris» или «APY»), а затем распечатана этими студиями «на взаимовыгодных экономических условиях». Такое предположение вовсе не выдумка. Хотя это и выходит за рамки обсуждаемой темы, можно показать (и не на одном примере), что студии «делились» негативами. Модель — та же, сюжетный мотив — тот же, но на открытках стоят логотипы разных студий. На каких условиях делились негативы и прибыль — это уже другой вопрос.
Рисунок 17. Фотографии (открытки) студии «PC Paris» (из серии 2154). Фотомодель — Жанна Жюйя В целом, ситуация с эротическими фотографиями Жанны Жюйя, «циркулирующими» во Всемирной сети, выглядит достаточно неопределенно и путано. На вопрос, принимала ли она участие в эротических съемках, следует ответить — «да». Но на вопрос, на каких фотографиях действительно изображена «Мисс Европа `31», ответ приходится давать чисто умозрительно. Доказательств — никаких, а «фантазеров» разного толка хватает. *** Конкурсы красоты, проводимые во Франции в 20-30 годы 20 ст. выявляют одну характерную особенность — относительно устойчивое, существующее на протяжении ряда лет, представление об эталоне женской красоты. Например, достаточно перевернуть одну страницу журнала «L’officiel de la mode» № 138 (за 1933 год) [33], чтобы (на стр. 71) увидеть в роли фотомодели Роберту Кюзе (Roberte Cusey), «Мисс Франция `26», которая очень похожа на Жанну Жюйя. На некоторых фотографиях Жермен Лаборд (Germaine Laborde), «Мисс Франция `28» также легко спутать с Ж. Жюйя. Перечисленные «Мисс» были живым воплощением некоего абстрактного образа, культивируемого в то время. Этот образ многократно воспроизводился художниками и фотографами, для чего требовались модели с близкими к «эталону» внешними данными (минимальными индивидуальными вариациями). Отсюда вывод: конкурсы красоты способствовали «стандартизации» эстетических вкусов общества, которая, в свою очередь, сегодня затрудняет идентификацию моделей и увеличивает путаницу. Небылицы Не обошлось в этой истории без небылиц, которые на жаргоне репортеров принято называть «утками». Бродит по просторам Всемирной сети несколько фотографий со свадебной церемонии за подписью [55]: «Париж, 22.10.1932. Большая свадьба в Париже. Мадемуазель Алики Дипларакос, которая была избрана Мисс Европа в 1931 году, выходит замуж за Поля-Луи Веллера, младшего командора ордена Почетного легиона. На фотографии: вид на выход церемонии. [Copyright Агентство Universal Press] [Copyright Фото Actualit]» К сведению читателей Всемирной сети, а также агентства Universal Press, Алики Дипларакос (Aliky Dyplarakos) — победительница конкурса «Мисс Европа» 1930, а не 1931 года [7, 8]. *** Есть во Всемирной сети заметка о свадебной церемонии принца Али Хана [56] и американской актрисы Риты Хэйворт, состоявшейся в Париже 28 мая 1949 года [57]. В репортерском отчете есть следующий абзац: «Отец принца Али Хана, некий Ага Хан, шел на свадебный прием рука об руку с невестой вдоль украшенной цветами террасы. Затем он присоединился к жене, которая была «Мисс Франция» 1931 года, и прошептал ей: «Как приятно иметь красивую кинозвезду в семье» Трудно судить о достоверности произнесенной шепотом фразы, которую репортеры издали прочли по губам, но то, что (четвертой) женой султана Мухаммад-шах Ага-хана III, 48-го имама мусульманской шиитской общины исмаилитов была Ивонна Бланш Лабрусс, носившая титулы «Мисс Лион `29» и «Мисс Франция `30» — известно точно [58, 59]. Эпилог Конкурсы красоты 20-30 годов, были задуманы (и проводились), как политически нейтральное мероприятие. В период между двумя мировыми войнами, в обстановке острых политических противоречий, в сложных, а порой, тяжелых экономических условиях, они стали своего рода отдушиной, позволявшей людям хоть на какое-то время отвлечься от повседневных забот и тревог за будущее. Возможно, это одна из причин их популярности в Европе и Америке. Вместе с тем, конкурсы были экономически зависимы. Их организация и проведение требовали средств. Финансируя эти мероприятия, разного рода «меценаты» и «спонсоры» прекрасно знали, что вложенные средства сторицей воздадутся за счет рекламы (места проведения, одежды, украшений, парфюмерии и т. п.). Идея конкурсов красоты оказалась привлекательной для бизнеса. Она сразу же вросла в коммерческие схемы рекламной, фото-, кино-индустрии и шоу-бизнеса, поскольку последние требовали постоянного притока новых лиц.
Слева: работа Катрин Функе «Мисс Франция-1931» (Miss-Frankreich-1931, by Katrin Funcke) [60]. Турецкая феска, восточные шаровары, сигарета... Несколько странная интерпретация образа. Возможно, опять путаница (с Ивонной Бланш Лабрусс?), а может иллюстратору Катрин Функе известно больше других? Справа: Жюли Жанна Жюйя «Мисс Европа-1931». К сожалению, подпись автора на изображении, представленном во Всемирной сети, неразборчива. Рисунок 18. Жюли Жанна Жюйя. Современные интерпретации образа Сотни девушек, движимых не столь тщеславием, сколь желанием подняться вверх по социальной лестнице, решались принять участие в конкурсах, считая их дорогой к лучшей доле. Вначале пути везло десяткам, а в итоге — только одной. Но радоваться победе и греться в лучах славы приходилось недолго. На смену одной «королеве» являлась другая, и предшественнице приходилось задумываться над тем, как завтра зарабатывать себе на жизнь. Лишь немногие из «Мисс Красота» имели необходимое образование, позволявшее самостоятельно обустроить жизнь, и воспитание, открывающее дорогу в «высший свет». Биографии упомянутых Ивонны Бланш Лабрусс и Алики Дипларакос, скорее, исключения из общего правила. Кое-кто, у кого были необходимые артистические данные, находили себе место в кинематографе и шоу-бизнесе. Для остальных же праздник жизни быстро заканчивался, а время безжалостно стирало следы былого успеха. В этом смысле, история Жанны Жюйя типична. Многие «Мисс» приходили из ниоткуда и уходили в никуда. Только благодаря фотографии, и не в последнюю очередь — эротической, «Мисс Европа `31» смогла разорвать пелену забвения. И сегодня, спустя более ста лет после ее рождения, нам доступен нестареющий облик красавицы. С юбилеем Жанна! Спасибо за подаренную людям красоту! Доброй и долгой памяти! Ноябрь 2012 — март 2013
Слева: «Organica» by Bonni Reid, справа: фотография-оригинал Рисунок 19. Жюли Жанна Жюйя. Современная интерпретация образа Обсуждению статьи посвящена тема форума 1 Фотография, показанная на рис. 1, напечатана в газете «MinervA» No: 289 от 22.02.1931 [1]. 2 Предположительно Ж. Ж. Жюйя родилась в 1911 или 1912 году. В 1931 году, во время участия в конкурсах красоты, ей было 19-20 лет. 3
Правильнее было бы писать «скандально знаменитой».
4 В заметке говорится о традиционном двухнедельном февральском карнавале в Каннах, в программе которого: кортежи украшенных цветами экипажей (Coso), «цветочные баталии», шествие с фонарями, фейерверк и т. п. На следующий день после конкурса «Мисс Европа», его участницы отправились в Канны для участия в фестивале. 5
Из статьи «Гасконь» в «Википедии», можно выяснить, что границы этой исторической местности с течением времени менялись.
В настоящее время она входит в состав нескольких департаментов; в том числе: Верхней Гаронны, Тарна и Гаронны, Ло и Гаронны.
На территории этой исторической местности есть город Аген (Agen).
6 Цитируемая заметка была напечатана в приложении «письма из Островского и Одолановского уездов, а также городов Острова, Одоланова, Жульмерчик и Рашкова» (на стр. 3). 7
Да, в Польше много красавиц! И преград тому, чтобы «девушку умыть, модно постричь, одеть в дорогую одежду...»
и отправить на конкурс «Мисс Европа» не было [8, 16]:
8
1927 г. — Roberte Cusey, «Мисс Франция `26».
9 Победительница конкурса «Мисс Европа» 1934 года — Эстер Тойвонен (Финляндия) [7, 8]. Конкурс проходил в Гастингсе (Великобритания). 10
Ниже приведено несколько «точек зрения» (версий), «слепленных на скорую руку» по технологии серой пропаганды:
в основе — реальные факты, остальное — ничем не подтвержденный, бездоказательный вымысел.
Далее в тексте «фантазии» подчеркнуты.
11 Ревю моды с 1881 года до настоящего времени, во главе с Мисс Европа 1931 года. Имеем честь, пригласить Вас посетить в субботу, 17 октября, начиная с 8 часов, большой банкетный танцевальный зал в отеле «Carlton» (Амстердам), и в воскресенье, 18 октября, от 4 до 6 часов танцевальный зал». 12
Между почтовыми открытками и открытками эротического содержания есть некоторая разница. Последние могли быть пересланы по
почте только в конверте. Пересылка таких изображений «в открытом виде» была противозаконной. Даже если почтовые чиновники
страны с «либеральным» законодательством пропускали изображение «сомнительного характера», то это не означало, что открытка
сможет пересечь границу и дойти до адресата в стране с «консервативным» законодательством.
13 В [47, 48] указаны следующие псевдонимы: «Waléry - Paris», «Yrélaw», «Laryew», «Lucien Walery», «Charles Auguste Varsavaux». 14 Рука не поднимается напечатать слово «коллекционер». Всеядность и некомпетентность, в сочетании с неуместными комментариями, которые порой имеют место, абсолютно никак не сочетаются с этим словом. 15 У графа Остророга есть еще несколько фотографий этой же (неизвестной) модели. По сравнению с Жанной Жюйя, на фотографиях она выглядит более «подтянутой» (более рельефная мускулатура). Возможно, артистка цирка, танцовщица варьете? Список первоисточников
1. MinervA, 1931, № 289, p.1 (22.02.1931)
2. Википедия. Статья «Мисс Гаронна».
3. Википедия. Статья «Мисс Франция».
4. «Жюли Жанна Жюйя, Мисс Франция-1931» [фотографии]:
5. «Miss France 1931» [фотографии]:
6. Le Petit Journal, 25.01.1931, p. 1.
7. Википедия. Статья «Мисс Европа».
8. http://www.pageantopolis.com/Int_past/europe_1929-1938.htm
9. "Mlle Jeanne Juilla (Miss France 1931), 1931" [фотография]:
10. “Jolie Jeanne Juilla, Miss Europe 1931”. Time Magazine, Feb. 16, 1931.
11. Википедия. Статья «Шабас, Поль Эмиль».
12. Википедия. Статья «Сентябрьское утро».
13. Bonnie Bull, “The September Morn Story”.
14. «Miss World and Miss Europe in the 1930s».
15. Ilustrowany Kuryer Codzienny, 1931, № 37 (6,02,1931, s. 12), № 38 (7,02,1931, s. 7), № 40 (9,02,1931, s. 7).
16. “Riviera Hails Beauty Queen”. Brooklyn NY Daily Star, 1931, Feb. 24, page 1. [файл № 0691]
17. Orędownik Ostrowski: pismo na miasto i powiaty Ostrowski i Odolanowski oraz miast Ostrowa, Odolanowa, Sulmierzyc i Raszkowa 1931.02.13.
18. Academic Dictionaries and Encyclopedias. «Miss Europe 1931».
19. «February 15, 1931 issue of the French magazine Mondes & Voyages»
20. «Une Super-Beaute se Defend» L'Express du Midi, 14.03.1931 p. 1.
21. Рortrait of Miss France Jeanne Juilla [фотография]
22. «Miss Universe».
23. “Miss France” Blond”. The Pittsburgh Press 1931, v. XLVII, № 327, p. 1 (23.05.1931)
24. Википедия. Статья «Лейг, Жорж».
25. Википедия. Статья «Viviane Romance».
26. «Mlle. Lorain's Disillusioning Reign as Beauty Queen» The Milwaukee Santinel, 1935, 9 Nov, p. 8.
27. 1930 - É brasileira a mais bonita do Universo.
28. Miss Brasil 1930.
29. Википедия. Статья «Мисс Бразилия».
30. Algemeen Handelblad, Amsterdam, 9.10.1931, p. 2. (икать файл DDD_010662096.pdf) 31. “Reofern Paris”. Nieuwsblad van het Noorpen, 1931, № 242, p. 16. (14.10.1931); 1931, № 243, p. 4. (15.10.1931). (искать файлы DDD_010674387.pdf, DDD_010674388.pdf)
32. L'Officiel de la Mode, 1931, № 118 (июнь 1931), p. 65.
33. L'Officiel de la Mode, 1933, № 138 (февраль 1933), p. 65, 73.
34. Pétrole Hahn 1931 Miss Europe, Jeanne Juilla.
35. "Vibert Freres Perfumes".
36. Internet Movie Database.
37. Internet Movie Database. Sa meilleure cliente (1932).
38. Internet Movie Database. Samson (1936).
39. Internet Movie Database. Une femme chipée (1934)
40. «Miss France de 1920 a aujourd'hui».
41. Википедия. Статья «Samson (film, 1936)».
42. Notre Сinema. «Samson (1936)».
43. http://missfrancesince1927.skyrock.com/3.html 44. http://miss-france2014.skyrock.com/2.html 45. Elizabeth Anne McCauley. Industrial Madness: Commercial Photography in Paris, 1848-1871. Yale University Press, 1994, 160 p.
46. Википедия. Статья «Julian Mandel»
47. Википедия. Статья «Lucien_Walery»
48. Global Performing Arts Database, “Walery, Stanislaus”
49. http://www.purepeople.com/media/jeanne-jullia-miss-france-1931-et-miss_m331420#21
50. Интернет-дневник «Au carrefour étrange»
51. Интернет-дневник «Treadmill to Oblivion».
52. «Postcard Marks 1900 – 1929»
53. Интернет-дневник «The Venusberg»
54. Nus. Cent photographies originales de Laryew. Librairie des Arts Décoratifs. A. Calavas Editeur. 1923.
55. «Paris, 22-10-32. Un grand mariage parisien». [фотография]:
56. «Aly Khan» http://www.nndb.com/people/364/000059187/
57. «Rita finds title 'princess' strange»
58. Википедия. Статья «Ага-хан III»
59. Википедия. Статья «Begum Om Habibeh Aga Khan».
60. Katrin Funcke «The Most Beautiful Women In The World»
|
страница создана 21.11.24 в 17:30:12 (GMT+3) |